Игра без престолов: в прокат выходит драма «Две королевы» о Марии Стюарт и Елизавете I

В прокат выходит драма «Две королевы» о Марии Стюарт и Елизавете I

В четверг, 17 января, в прокат выходит историческая драма «Две королевы» по сценарию Бо Уиллимона, который ранее работал над сериалом «Карточный домик». Фильм охватывает шестилетний период, когда Мария Стюарт занимала шотландский престол и претендовала на принадлежавшую её двоюродной сестре Елизавете I английскую корону. Главные роли исполнили номинантки на премию «Оскар» Сирша Ронан и Марго Робби.
Игра без престолов: в прокат выходит драма «Две королевы» о Марии Стюарт и Елизавете I

В оригинале лента «Две королевы» называется Mary Queen of Scots («Мария — королева Шотландии»), что в полной мере отражает её содержание. В первую очередь это история о Марии Стюарт, и Елизавета в ней — важный, но второстепенный персонаж. Безусловно, зрители смогут уловить напряжение в отношениях между двумя королевами, однако реализуется оно не так, как можно было ожидать.

Сперва зрителя знакомят с контекстом, мелькают кадры из концовки (Стюарт обезглавили — не сочтите за спойлер), а уже потом начинается завязка. Мария (Сирша Ронан) стоит в той же позе, что и на плахе: девушка страдает от морской болезни, поскольку только что сошла с лодки. Монтаж выглядит неопрятным, и, к сожалению, это впечатление сохраняется вплоть до титров.

Здесь стоило бы в общих чертах описать происходящее в первые минуты фильма, однако мы рискуем совершить ту же ошибку, что и сценарист Бо Уиллимон. Если совсем коротко: Мария Стюарт и Елизавета I — двоюродные сёстры. Первая, шотландка, выросла во Франции и вышла замуж за Франциска II. Однако брак продлился совсем недолго: король умер в возрасте 16 лет. Тогда Мария вернулась на родину с намерением занять английский престол, но тщетно. Елизавета I не могла этого допустить. 

Перед походом в кинотеатр стоит освежить свои знания по истории Англии и Шотландии (хотя бы почитать о Марии и Елизавете в «Википедии» — это почти обязательная программа). В противном случае зритель может потеряться в размышлениях о мотивации героев и в конце концов заснуть, чтобы проснуться от одного-единственного на весь фильм взрыва и окончательно потерять связь с происходящим на экране.

Трудно сказать, в чём заключается главная проблема «Двух королев». Возможно, двух часов катастрофически не хватает, чтобы рассказать насыщенную сюжетными твистами историю Марии Стюарт. Или Уиллимон, который в первую очередь известен как сценарист и продюсер «Карточного домика», привык к сериальному размаху и потерял способность умещать обширный материал в жёсткие хронометражные рамки (хотя и удачных телепродуктов у него давно не наблюдается). А может быть, не самым лучшим было решение поручить столь масштабный проект художественному руководителю театра «Донмар Уэрхаус» Джози Рурк, до этого не работавшей в кино.

В основе сценария «Двух королев» лежит книга британского историка Джона Гая «Моё сердце принадлежит мне». Гай специализируется на династии Тюдор, а его работа в 2004 году даже получила Уитбредовскую премию (сейчас — премия Коста), одну из самых престижных литературных наград Великобритании. Возможно, взыскательному зрителю вместо просмотра фильма лучше ознакомиться с книгой Гая — во всяком случае, пресса в своё время пришла от неё в восторг (в преддверии премьеры «Двух королев» в продаже появится издание на русском языке).

  • Кадр из фильма «Две королевы»
  • © imdb.com

Единственное, ради чего стоит обратить внимание на киноверсию (помимо шикарных костюмов и причёсок), — выверенная актёрская игра. Представшая в образе Елизаветы I Марго Робби продолжает уверенно идти к заветному «Оскару». И хотя кажется, что в полную силу она проявляет себя лишь в заключительной трети ленты, шансы на лучшую женскую роль второго плана по версии американской киноакадемии у неё определённо есть. Сирша Ронан — хотя бы из-за огромной хронометражной форы — от Робби не отстаёт. Она крайне убедительно изображает сильную и амбициозную женщину, которая страдает от этих, на первый взгляд, положительных качеств.

Ближе к финалу две королевы сталкиваются в одном кадре, отчего просмотр наконец приносит удовольствие. Опять же, достичь такого эффекта удаётся исключительно за счёт актёрских способностей Ронан и Робби, а не таланта сценариста.

Из остального каста особенно выделяется известный по сериалу «Доктор Кто» Дэвид Теннант, который в «Двух королевах» мало, но великолепно играет Джона Нокса — одного из ключевых религиозных деятелей того времени и главного противника правления Стюарт.

К несчастью, спасти тонущий корабль под названием «Две королевы» от неизбежного у актёров не получилось. В попытках урезать увлекательные повороты судьбы Марии до 120 минут и вплести в сюжет социальные комментарии создатели картины растеряли самое интересное. И это неудивительно: почти невозможно снять хороший исторический художественный фильм, не выкинув львиную долю подробностей, не взяв за основу одну из теорий (а почти каждое событие в жизни Стюарт имеет далеко не единственную трактовку) и не пожертвовав реальными фактами в угоду художественному вымыслу.

Уиллимон и Рурк ошиблись ещё на этапе выбора основных точек сюжетной канвы. Отсюда и появляется алогичность и даже абсурдность поступков персонажей, а также откровенная заунывность, которая испаряется лишь на подходе к последним сценам. Обиднее всего, что где-то в «Двух королевах» действительно спрятано очень неплохое кино, но авторы почти не оставили зрителю шанса его отыскать.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Подписывайтесь на наш канал в Дзен
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить