«Спектакль про бесконечную жизнь»: в Театре Табакова состоялась премьера «Матросской Тишины»

В Театре Табакова состоялась премьера «Матросской Тишины»

27 января в Московском театре Олега Табакова состоялась премьера возобновлённого спектакля «Матросская Тишина», который в 1990 году стал для «Табакерки» настоящим прорывом. Ещё в 1950-х пьесу Александра Галича собирался ставить основатель «Современника» Олег Ефремов, однако после генеральной репетиции её запретили показывать зрителям. Вернуть постановку в репертуар Театра Табакова решил его новый худрук Владимир Машков — спустя 29 лет актёр вновь исполнил судьбоносную для себя роль Абрама Шварца. Подробнее о «Матросской Тишине» — в материале RT.

Новый сезон в Московском театре Олега Табакова открылся премьерой возрождённого спектакля по пьесе поэта и драматурга Александра Галича «Матросская Тишина». Начало описываемых в ней событий приходится на конец 1920-х годов. По сюжету в городе Тульчин проживает старый еврей Абрам Шварц с сыном Давидом. Шварц-старший мечтает сделать своего отпрыска великим скрипачом и отправляет его на учёбу в Московскую консерваторию. Отношения между отцом и сыном ухудшаются после того, как Абрам приезжает к Давиду в общежитие.

Когда спустя несколько лет начинается война, Давид отправляется на фронт, а в 1943 году его родной Тульчин оккупируют немецкие солдаты и сгоняют всех местных евреев в гетто. В числе заключённых оказывается и Абрам, которого впоследствии расстреливают.

Роль Шварца-старшего спустя 29 лет вновь исполнил Владимир Машков — теперь художественный руководитель Театра Олега Табакова. Образ Давида, которого в разное время играли Евгений Миронов и Сергей Безруков, воплотил на сцене Владислав Миллер. В спектакле также заняты Андрей Смоляков (Чернышёв), Яна Сексте (Роза Гуревич), Сергей Беляев (Мейер Вольф), Сергей Угрюмов (Митя Жучков) и другие артисты.

Запрет в СССР и триумф в «Табакерке»

Первые зарисовки «Матросской Тишины» Александра Галича появились ещё в конце войны, весной 1945 года, однако произведение было отложено в долгий ящик. Тогда Галич, по собственному признанию, «без угрызений совести» стал сочинять водевили.

Драматург вернулся к пьесе лишь несколько лет спустя — после XX съезда КПСС и развенчания культа личности Сталина. В 1950-х «Матросской Тишиной» заинтересовался преподаватель Школы-студии МХАТ и основатель «Современника» Олег Ефремов.

  • Сцена из спектакля «Матросская Тишина»
  • © Владимир Федоренко / РИА Новости

Вскоре после этого начались репетиции пьесы, которой Ефремов дал новое название — «Моя большая земля». Постановка была подготовлена и доведена до генеральной репетиции. Главные роли в ней исполняли Евгений Евстигнеев и Игорь Кваша. Однако в 1957 году спектакль запретили — по мнению властей, роль евреев в Великой Отечественной войне была показана в постановке искажённо.

Триумф «Матросской Тишины» состоялся лишь через 30 лет. В 1990 году выпускники Школы-студии МХАТ под руководством Олега Табакова сыграли спектакль в подвале на улице Чаплыгина. Табаков мечтал вернуться к пьесе с тех пор, как лишился возможности сыграть в постановке Ефремова.

Спектакль моментально прославил Театр Табакова, как когда-то «Чайка» прославила МХАТ, и до конца 1990-х «Матросская Тишина» была одной из центральных пьес в репертуаре театра. В разное время в ней были задействованы Олег Табаков, Евгений Миронов, Сергей Безруков и Марина Зудина.

Поклон учителю

Артисты современной «Табакерки» не сомневаются: спектакль «Матросская Тишина» должен был вернуться на сцену. Таким образом они хотели отдать дань уважения основателю театра Олегу Табакову. 

«Тут много компонентов. Во-первых, со сцены должны звучать хорошие человеческие слова, коими пьеса Галича обладает. Потом, эта пьеса очень дорога Олегу Павловичу (Табакову. — RT). Она делалась ещё театром «Современник», когда они были молоды. Но она тогда не увидела свет. Олег Павлович эту мечту осуществил. Мне кажется, абсолютно нормально и закономерно, что этот спектакль будет идти на нашей сцене. В нём звучат прекрасные ноты о взаимоотношении поколений, и (это. — RT) наш поклон нашему учителю», — рассказал в беседе с журналистами исполнитель роли Чернышёва Андрей Смоляков. 

Пьеса, по убеждению актёров, до сих пор не теряет актуальности — даже несмотря на то, что написана она была более чем полвека назад.

«Тема любви и прощения, история блудного сына мучает людей с момента осознания того, что они люди. Это будет всегда самая большая битва поколений и большое открытие, что есть люди, которые любят нас ни за что. Их любовь — это внимание. Несмотря на всю тяжесть этой истории, нам хотелось бы рассказать о светлой части — о непобедимости человеческого духа. Это для меня очень оптимистическая история», — отмечает Владимир Машков. 

По признанию артиста, он рад вернуться на театральные подмостки, в спектакль, с которого когда-то начинал актёрскую карьеру. 

«Я стал старше на 30 лет, и, очевидно, опыт, который приходит и обязан приходить всю жизнь, даёт о себе знать. Я приближаюсь к возрасту своего любимого Абрама Ильича Шварца. Когда мне было 23 года и мы начинали с Олегом Павловичем репетировать это ещё в Школе-студии МХАТ, многие вещи для меня были непостижимы. А сейчас, как философ сказал, некоторые знания умножают печаль. Вот некоторые знания мою умножили печаль, но тем не менее оставили радость, счастье жизни, потому что этот спектакль — про бесконечную жизнь», — добавил Машков.

В 2004 году нынешний худрук «Табакерки» экранизировал пьесу Галича. Премьера картины под названием «Папа» состоялась в рамках конкурсной программы 26-го Международного кинофестиваля в Москве. Машков выступил в проекте в качестве режиссёра, продюсера, соавтора сценария и актёра — сыграл он, разумеется, Абрама Шварца.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Подписывайтесь на наш канал в Дзен
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить